Покупатели Subaru, Kia оказались втянуты в борьбу за право на ремонт автомобилей

Subaru и Kia отказались от функций в Массачусетсе из-за нового закона

06.03.2022

Вождение сурового Subaru в снежную погоду - это ритуал посвящения для некоторых жителей Новой Англии, чей регион является ведущим рынком для японского автопроизводителя.

Поэтому для поклонников Subaru стало неожиданностью, когда дилеры в Массачусетсе начали продавать линейку автомобилей 2022 без ключевого компонента: автомобильной беспроводной технологии, которая соединяет водителя с музыкой, навигацией, помощью на дороге и датчиками, предотвращающими столкновения.

"Дилер не говорил об этом", - говорит Джой Тьюксбери-Пабст, которая купила новый Subaru Ascent, не подозревая, что лишится функций дистанционного запуска и блокировки замков, которые были у нее до сдачи модели 2019 года. Она также потеряла возможность проверять уровень жидкости стеклоочистителя, давление в шинах и пробег со своего телефона.

Происходящее в Массачусетсе отражает более широкую борьбу по поводу того, кто имеет "право на ремонт" все более сложных электронных продуктов - от iPhone и фермерских тракторов до семейного автомобиля.

В 2020 году около 75% избирателей Массачусетса встали на сторону авторемонтной промышленности, приняв инициативу, которая должна была позволить автовладельцам и предпочитаемым ими автосервисам легче заглядывать в сокровищницу онлайн-данных автомобиля. С тех пор автопроизводители борются с этой инициативой в суде.

А два из них, Subaru и Kia, заявили, что вместо того, чтобы нарушать новый закон, они отключат свои беспроводные "телематические" системы от новых моделей в штате. Покупатели автомобилей и дилерские центры ощутили последствия.

"Это, конечно, неприятно", - сказал Джо Кларк, генеральный менеджер дилерского центра Steve Lewis Subaru в городе Хэдли на западе Массачусетса. "Люди перезванивают уже после того, как поняли, что упустили момент".

Тьюксбери-Пабст была одной из более чем 2,5 миллионов человек, проголосовавших за принятие избирательного закона в ноябре 2020 года, после дорогостоящей предвыборной борьбы, сопровождавшейся дуэльной телевизионной рекламой. Она считает, что это поможет независимым автомастерским конкурировать с собственными ремонтными мастерскими дилеров.

В основном она разочарована Subaru, описывая ее реакцию на закон как "реакцию ребенка, который не получил своего, взял свой мяч и ушел домой".

Автомобили уже имеют диагностический порт, к которому механики могут получить доступ для получения базовой информации о ремонте, но независимые автосервисы говорят, что только автопроизводители и их дилеры имеют доступ к диагностике в режиме реального времени, которую автомобили теперь передают по беспроводной связи. Это становится все более важным в условиях перехода на электромобили, многие из которых не имеют таких диагностических портов.

Закон требует от автопроизводителей создать открытый стандарт для обмена механическими данными. Представитель Subaru Доминик Инфанте сказал, что "невозможность соблюдения" этого положения "является плохим отношением как к нашим розничным продавцам, так и к нашим клиентам".

"Платформа данных, которую новый закон требует для предоставления данных, не существует и не будет существовать в ближайшее время", - сказал он в электронном письме.

Торговая группа автопромышленности сразу же после принятия закона подала в суд на генерального прокурора штата Мору Хили, чтобы остановить его вступление в силу, утверждая, что сроки неразумны, наказания слишком обременительны, а автоматический обмен таким большим объемом данных о водителях с третьими лицами представляет риски кибербезопасности и конфиденциальности.

Отчасти борьба идет и за то, кто будет предупреждать водителей и призывать их посетить сервисный центр, когда автомобиль почувствует, что ему требуется ремонт. Нынешняя система благоприятствует дилерским центрам, и многие автосервисы опасаются, что вскоре они останутся без работы, если независимые механики не смогут получить легкий доступ к обновлениям программного обеспечения и механическим данным, необходимым для проведения базового ремонта - от выравнивания шин до сломанных подогревов сидений.

"Если у нас не будет доступа к информации о ремонте, диагностической информации, вы выведете из бизнеса целую рабочую силу", - говорит Боб Лейн, владелец Direct Tire & Auto Service в бостонском пригороде Уотертаун. "Если единственный человек, который может починить машину, из-за нехватки данных, - это дилерский центр, потребитель теряет право выбора".

У движения за право на ремонт теперь есть мощный союзник в лице президента США Джо Байдена, который в прошлом году подписал указ о поощрении конкуренции в ремонтном бизнесе и уже засчитал несколько побед после того, как Apple и Microsoft добровольно начали облегчать потребителям ремонт собственных телефонов и ноутбуков.

"Отказ от права на ремонт повышает цены для потребителей", - заявил Байден в январе. "Это означает, что независимые ремонтные мастерские не могут конкурировать за ваш бизнес".

Федеральная торговая комиссия и законодательные органы штатов также рассматривают возможность изменения регулирования. Под пристальным вниманием находятся ограничения, которые направляют потребителей в ремонтные сети производителей и продавцов, увеличивая расходы потребителей и закрывая независимые мастерские, многие из которых принадлежат предпринимателям из бедных общин. Американский представитель Бобби Раш, демократ от штата Иллинойс, представил в этом месяце законопроект, позволяющий автосервисам получать те же данные, которые доступны дилерским центрам.

Брайан Хохманн потратил десятилетия на то, чтобы приспособиться к изменениям в автомобильных технологиях, начиная с посещения школы по ремонту карбюраторов - теперь уже устаревшей технологии - и заканчивая изучением программирования.

"По сути, каждый автомобиль сейчас - это 50 компьютеров с четырьмя шинами на них", - говорит Хохманн, владелец Accurate Automotive в бостонском пригороде Берлингтон. "Если вы не разбираетесь в компьютерах, вам придется нелегко".

Но Хохманн говорит, что большинство независимых автосервисов вполне способны конкурировать с дилерскими центрами как по мастерству ремонта, так и по цене, если у них есть необходимая информация и доступ к программному обеспечению. Для этого часто приходится покупать дорогие сканеры, предназначенные для конкретных автопроизводителей, или оплачивать дневной пропуск или годовую подписку, чтобы получить необходимый доступ.

Правила штата Массачусетс уже благоприятствуют независимым авторемонтникам больше, чем в других местах, благодаря принятому избирателями в 2012 году закону о праве на ремонт. Но это было до того, как большинство автомобилей начали передавать большую часть своих важных данных по беспроводной связи за пределы автомобиля, что создает, по мнению автосервисов, лазейку для существующих правил, ориентированных на диагностику в автомобиле.

Автопроизводители утверждают, что независимые магазины уже могут получить необходимые им данные с разрешения, но делать их автоматически доступными для третьих лиц опасно.

Такой доступ к данным "в чужих руках может обернуться катастрофой", - говорится в иске, поданном Альянсом автомобильных инноваций - торговой группой, которую поддерживают Ford, General Motors, Toyota и другие крупные автопроизводители, включая Subaru и Kia.

Сейчас дело находится в руках окружного судьи США Дугласа Вудлока, который рассматривает вопрос о том, следует ли отделить наиболее спорное положение бюллетеня, чтобы позволить другим частям вступить в силу. Решение ожидается в марте после задержек, вызванных действиями Subaru и Kia, которые, по мнению штата, автопроизводители должны были раскрыть раньше. Законодатели Массачусетса также рассматривают возможность отложить вступление закона в силу, чтобы дать автопроизводителям больше времени на выполнение требований.

Subaru и Kia заявили, что большинство водителей по-прежнему смогут использовать Apple CarPlay или Android Auto для потокового воспроизведения музыки или получения навигационной помощи.



Autoteka