Сначала раздались звуковые сигналы и загорелись лампочки на приборной панели, предупреждая о том, что что-то пошло не так. Затем окна со стороны водителя внезапно и таинственно опустились. Затем внедорожник Volkswagen Кендалл Хейман выполнил самый страшный трюк: он резко затормозил без всякой причины.
Хейман, клинический социальный работник из Лоуренса, штат Канзас, везла своего 15-летнего сына на занятия 5 января, когда ее 2021 Atlas Cross Sport вышел из строя. Неисправности превратили обычную двухмильную поездку в белое испытание.
"Ощущение буквально такое, будто машина одержима", - сказал Хейман. "Я не чувствую, что управляю своей машиной. Моя машина управляет мной".
Опыт Хеймана, как выяснилось, не уникален. С конца 2020 года 47 владельцев автомобилей VW пожаловались в Национальную администрацию безопасности дорожного движения на те же проблемы в своих внедорожниках VW Atlas и Atlas Cross Sport 2020 и 2021 годов выпуска. Некоторые водители сообщили, что им едва удалось избежать столкновений, хотя в ходе рассмотрения жалоб не было обнаружено никаких сообщений об авариях.
В своем заявлении NHTSA сообщило, что собирает информацию от VW о проблеме и отслеживает жалобы и другие источники данных. Агентство не начало официального расследования. И ему придется собрать и проанализировать дополнительные данные, прежде чем оно сможет потребовать отзыва автомобилей.
Жалобы на неожиданное торможение внедорожников VW начали поступать в сентябре 2020 года, за восемь месяцев до того, как Хейман купила свой внедорожник, свидетельствуют данные NHTSA.
В своем заявлении Volkswagen сообщил, что работает над проблемой, но не стал говорить о том, что отзывает пострадавшие автомобили.
"VW знает о проблемах, связанных с неисправными жгутами дверной проводки в некоторых автомобилях Atlas и Atlas Cross Sport", - заявили в компании. "Мы тесно сотрудничаем с NHTSA относительно дальнейших шагов по выявлению пострадавших автомобилей".
После неожиданного торможения ее внедорожника 5 января Хейман сначала продолжал ехать, решив, что проблема была "странной случайностью". По ее словам, на внедорожнике и в приложении VW появились предупреждения о неисправностях, но ни в одном из них не было сообщения о прекращении движения.
В тот день ее Cross Sport неожиданно тормозил еще несколько раз, но она смогла обойти эту проблему с помощью педали газа. По словам Хейман, в тот же день по дороге домой с сыном внедорожник резко затормозил и остановился, а другой внедорожник едва не врезался в нее сзади. Она заглушила двигатель и снова завела его, чтобы отменить то, что, по ее мнению, было неисправностью автоматического экстренного торможения.
5 января она впервые столкнулась с этой проблемой на Cross Sport, который она купила новым в мае 2021 года.
Приехав домой, Хейман позвонила в сервисный отдел дилера и договорилась о встрече на следующий день. По дороге туда, по ее словам, внедорожник снова загадочно затормозил при съезде с двухполосного шоссе.
"Они не сказали мне, что ехать к дилеру небезопасно", - сказала она.
В магазине механик обнаружил проблему со жгутом проводов в водительской двери, но ей сказали, что нет никаких деталей для ее устранения. (Электрическое замыкание в жгутах проводов может вызвать множество проблем в автомобилях, включая срабатывание тормозов).
По словам Хейман, после обсуждения с ней рисков, связанных с безопасностью, дилерский центр организовал прокат автомобиля, и в итоге ей предоставили новый полноприводный внедорожник VW.
В тот же день Хейман сообщила о проблеме в VW в онлайн-чате и была направлена к региональному менеджеру, который, по ее словам, ничем не помог.
VW отказался комментировать утверждения Хейман.
12 января Хейман обратилась с жалобой в NHTSA, но, по ее словам, ответа от агентства не последовало. (NHTSA говорит, что рассматривает все жалобы, но в большинстве случаев не отвечает на них напрямую).
По словам Хейман, более двух месяцев ее выгоревший оранжевый Cross Sport с пробегом 12 600 миль и стоимостью 45 000 долларов простоял в дилерском центре в ожидании детали. Но в конце прошлой недели, после того как репортер связался с дилерским центром, Хейман позвонили и сообщили, что деталь поступила и что ее автомобиль отремонтирован.
Другие люди, подавшие жалобы в NHTSA, написали, что дилеры сообщили им, что у них закончились автомобили во временное пользование и что они должны продолжать ездить на своих автомобилях.
"Они также не могли гарантировать, что стояночный тормоз не сработает снова, пока автомобиль находится в движении, но не хотели предложить мне арендованный автомобиль, потому что Volkswagen не считает это "проблемой безопасности", - написал в жалобе один неназванный владелец из Сидней Сентер, штат Нью-Йорк.
Опыт общения Хейман с Volkswagen заставил ее беспокоиться о других людях, которые столкнулись с теми же проблемами с теми же моделями VW. Она задается вопросом, почему автопроизводитель и государственные регуляторы безопасности не отозвали их.
Если отзыв состоится, неясно, сколько автомобилей придется отремонтировать. В 2020 и 2021 годах VW продал 203 000 обеих моделей вместе взятых.
Многие владельцы писали жалобы на то, что система автоматического экстренного торможения резко останавливала их внедорожники Atlas и Atlas Cross Sport без причины. Сторонники безопасности говорят, что новая технология, которая использует камеры и компьютеры для обнаружения препятствий и остановки или замедления, если водитель не реагирует, показывает большие перспективы для предотвращения аварий.
Но эта технология также вызывает опасения у автопроизводителей. Недавно NHTSA начало расследование неожиданного торможения, вызванного системами в некоторых автомобилях Honda и Tesla. С 2019 года оно проводит расследование в отношении небольших внедорожников Nissan Rogue.
В документах о расследовании Honda NHTSA сообщило, что шесть человек пожаловались на аварии с незначительными травмами.
"Непреднамеренная или неожиданная активация торможения во время движения может вызвать неожиданное снижение скорости, что может привести к повышенной уязвимости при столкновении с задним ходом", - пишет агентство.
Расследования часто приводят к отзыву автомобилей. Но их проведение может занять месяцы или даже годы.
NHTSA работает над разработкой правил, которые потребуют установки системы автоматического экстренного торможения на все новые легковые автомобили и тяжелые грузовики. Кроме того, автопроизводители согласились сделать систему стандартной на большинстве своих моделей к сентябрю этого года.
"Мы все хотим иметь технологию", - сказал Майкл Брукс, главный юрист некоммерческого Центра автобезопасности. "Но если она не работает и вызывает другие проблемы с безопасностью, например, фантомное торможение, то это говорит о том, что нужно немного повысить стандарты эффективности для всех этих систем AEB".