О больших решетках радиатора BMW было сказано так много, что все остальное похоже на избиение мертвой лошади. Но лошадь снова поднялась на дыбы, раздувая свои гигантские ноздри.
Автопроизводитель только что представил BMW Concept XM, который является первым продуктом исключительно M Division со времен M1. Внедорожник с топовой комплектацией отличается мощностью в 740 лошадиных сил. И обилием многоугольников. И его огромная решетка радиатора - решетка, которая поглотит все решетки. И, возможно, засосет кошку или пешехода или двух.
Как будто размеры, которые кажутся еще больше благодаря крошечным фарам, недостаточно бросаются в глаза, по периметру решетки радиатора XM загорается подсветка. Серьезно. Огоньки бегают по кругу в противоположных направлениях или меняют цвет? Хотя бы во время праздников? Отдел дизайна BMW, не стесняйтесь использовать эту идею.
(По слухам, BMW покажет в январе на выставке CES автомобиль с кузовными панелями, меняющими цвет по нажатию кнопки, так что все возможно).
Я шучу, однако. XM - это концепт, а концепты - это витрины для диких идей. Но он следует за несколькими серийными автомобилями, такими как зубастые 2022 M3 и M4. (Офисная шутка, когда была представлена 4 серия: Что означает BMW? Beaverean Motor Works.) Комментаторы и критики в основном говорили "фу", хотя некоторым из нас этот образ пришелся по душе. Мы все согласны с тем, что подход смелый, что и было целью. Дизайнеры BMW неоднократно защищали дизайн, утверждая, что он не предназначен для всех и должен оставить равнодушным никого. Миссия выполнена.
Нравится вам это направление дизайна или нет. Интересно то, как оно вписывается в историю бренда. На сайте BMW можно ознакомиться с контекстом. Решетка радиатора "почка" появилась в 1933 году на BMW 303, и некоторые автомобили, которые можно назвать оригинальной 3-й серией, носили ее хорошо:
BMW 315/1 родстер (слева) и 1937 329 Cabriolet. (Авторы Стивен Фоскетт и Мартин В.)
Но к 1950-м годам мотив решетки радиатора стал меньше - "более узким и, следовательно, более элегантным" - на таких моделях, как 503, а 507 модель 1956 года стала первой моделью, в которой почки стали горизонтальными и использовались в виде "акульего носа". Почки стали еще меньше в 1960-х годах на таких моделях, как 2002 или 3.0 CS/CSi, а на M1 в 1978 году и 8 серии в 1990-х годах они были просто "чиклетами". Это подводит нас к нынешней серии автомобилей с большой решеткой радиатора, таких как 4 Series, и к будущему, предсказанному концептами. Справедливости ради отметим, что большой - не всегда плохо: решетка радиатора X7 большая, но это большой автомобиль.
Мода на большие решетки возникла как раз в тот момент, когда необходимость в решетке радиатора должна уменьшиться или даже исчезнуть совсем.
Я не автомобильный дизайнер. Мой опыт ограничивается дизайном публикаций. Но в этом мире есть классический текст "Редактирование по дизайну" Яна Уайта, в котором подчеркивается, что дизайн - это не украшение, "не просто орнамент". Выбор дизайна должен выполнять практическую функцию. Разве мы все не любим инструменты, которые приятно держать в руке и которые хорошо работают, или элегантные здания, которые гармонично вписываются в окружающую среду?
Решетка радиатора на BMW 303 была большой, потому что она должна была быть большой. Только так двигатель получал воздух. За десятилетия последующих конструкций требования и источники охлаждения двигателя изменились, что сделало ненужным такой размер решетки. Теперь это, безусловно, и в основном, эстетический выбор для идентификации бренда. BMW здесь не одинок.
Конечно, такие автомобили, как M1, не нуждались в большой решетке радиатора. Ее маленькая решетка угрожающе шептала: "Я самый крутой BMW на свете".
Правило № 1 в бизнесе гласит: Игнорируйте невозвратные затраты. Если у вас уже 90 лет есть почки, кто сказал, что они понадобятся вам в следующие 90 лет? По крайней мере, перестаньте так сильно увлекаться анахронизмом. Если большие решетки радиатора спорны на автомобиле внутреннего сгорания, то на EV они будут выглядеть еще глупее. Функция важнее формы.
Должен сказать, что решетка выглядит по-звериному хорошо на Vision M NEXT, внизу слева. Но не так сильно на iX справа. BMW утверждает, что решетка iX представляет собой "полностью закрытую" поверхность, которая служит "интеллектуальной панелью" для датчиков. Но, как и на 4-й серии, она настолько велика, что пересекается с номерным знаком. И очевидно, что за номерным знаком нет датчиков, поэтому он больше, чем нужно для электроники. Он большой ради большого.
Эта нестыковка старых деталей дизайна на автомобилях будущего - проблема не только BMW. Компания Buick недавно представила несколько космических концептов: крутой минивэн и под-мобиль, которые выглядят так, будто только что доставили вагон с путешественниками во времени из 22-го века. Тем не менее, на этих автомобилях красуется геральдический значок семейства Buick - "трехщит", который был найден дизайнером Buick в 1930-х годах. Он кажется пережитком на сегодняшних Buick, а тем более на завтрашних. Представьте себя на месте дизайнера этого проекта: Вы создали два прекрасных концепта, размышления о будущем транспорта. И тут мимо проходит ваш босс и говорит: "Эй, а где трехслойный щиток?". Кто знает, может быть, в будущем джигитовка вернется.
Тем не менее, Buick также показывает пример того, что нужно отпустить. Несколько лет назад он нарушил традицию и отказался от своих "VentiPorts", так называемых иллюминаторов. Небо не упало.
Это нормально - отпустить вещи, которые больше не имеют смысла. Сделайте "Мари Кондо" в дизайне своего автомобиля.
Если эти большие решетки помогут BMW продать последнее поколение автомобилей с ДВС, то это здорово. Тогда двигайтесь дальше. Определите свой бренд в этом веке, а не в прошлом.