Спрос на среднеразмерные модели Tesla Inc помог поднять продажи электромобилей в Норвегии почти до 80% от общего объема продаж автомобилей в прошлом месяце, показали данные в пятницу.
Страна является мировым лидером по переходу на электромобили и стремится стать первой, кто прекратит продажу бензиновых и дизельных двигателей к 2025 году.
Электромобили с аккумуляторами составили 77,5% всех новых автомобилей в сентябре, сообщила Норвежская дорожная федерация (OFV), по сравнению с 61,5% год назад.
Tesla Model Y, компактный спортивный электромобиль, стал самым продаваемым автомобилем с 19,8% авторынка, за ним следует седан Model 3 с 12,3%. Автомобиль Enyaq от Skoda был на третьем месте с 4,4%.
Впервые представленная калифорнийской компанией Tesla в марте 2019 года, Model Y только недавно стала доступна для европейских покупателей.
Освободив полностью электрические автомобили от налогов, которыми облагаются автомобили, работающие на ископаемом топливе, нефтедобывающая Норвегия стала лидером в отказе от использования двигателей внутреннего сгорания, и в 2020 году электромобили впервые обогнали по продажам все остальные автомобили.
Однако политика нулевого налогообложения в Норвегии может измениться, если левоцентристские партии, победившие на национальных выборах в прошлом месяце, продолжат реализацию планов по налогообложению самых дорогих моделей.
Налог на роскошь
Ожидается, что следующее правительство возглавит лейборист Йонас Гар Стёре, и оно будет состоять из партий, которые поклялись ввести 25% НДС на ту часть ценника нового автомобиля, которая превышает 600 000 норвежских крон ($69 300).
В то время как модель Y компании Tesla, стоимость которой не превышает налоговый порог, может остаться незатронутой, элитные модели S и X компании, цена которых достигает 1,3 миллиона крон, могут быть обложены значительным налогом. Porsche, Audi и Mercedes-Benz также будут затронуты.
Лейбористы утверждают, что налог принесет дополнительные средства в государственную казну и продиктован чувством справедливости.
Освобождение от налогов на покупку электромобилей было задумано как способ внедрения новой технологии, и оно не может продолжаться бесконечно, сказал Скин Роуд Хансен, представитель лейбористов по налоговой политике.
"Это субсидия. И... чем дороже автомобиль, тем больше субсидия", - сказал он.
"За последние пару лет у нас появилось много новых моделей... есть из чего выбрать тем, кто все еще хочет купить автомобиль, пока есть освобождение от НДС", - добавил Хансен.
Налог на электромобили класса люкс был бы несвоевременным и в конечном итоге замедлил бы электрификацию Норвегии, говорит Кристина Бу, возглавляющая Норвежскую ассоциацию электромобилей, группу по интересам.
По словам Бу, даже в самой северной части страны, где зимой холодно и по улицам бродят олени, продажи электромобилей в последнее время превышают продажи автомобилей с бензиновыми, дизельными и гибридными двигателями.
"Сейчас, наконец, более сельские районы начинают покупать больше электромобилей, и сейчас не время отменять налоговые льготы, потому что нам нужно охватить и эти районы с более высокой долей рынка", - добавила она.