Джефф Безос выступил перед переполненным конференц-залом в Вашингтоне, округ Колумбия, и объявил войну изменению климата. Это был сентябрь 2019 года. Его секретным оружием, спрятанным в глубине презентации, насыщенной диаграммами, был пучеглазый грузовик, построенный стартапом, о котором мало кто слышал.
"Я невероятно рад объявить, что мы только что разместили заказ на 100 000 электрических фургонов для доставки грузов", - сказал Безос, тогдашний исполнительный директор Amazon.com Inc., ошеломленной толпе. "Они будут построены компанией под названием Rivian".
Он пообещал, что к 2040 году Amazon станет нейтральной к выбросам углекислого газа - это был судьбоносный момент для Безоса и миллионов клиентов Prime. Но для Rivian этот момент стал еще более определяющим. Заказ сразу же выделил автоновичка из парада многообещающих электрических стартапов, обеспечив поддержку, большую книгу бизнеса и легитимность. Кроме того, вскоре компания начнет привлекать дополнительные инвестиции от крупных игроков, включая Ford, T. Rowe Price, D1 Capital Partners и Fidelity.
Для основателя компании Rivian Р.Дж. Скаринга поддержка Безоса открыла двери, которые были недоступны для его конкурента Элона Маска на заре существования Tesla. Хотя маркетинг Rivian в основном фокусируется на ее элегантных и мощных потребительских моделях - и на видении Скариджа о создании Patagonia для пикапов - компания движима бизнесом, который обеспечивает Amazon. Без него, говорят люди, знакомые с финансовыми показателями компании, не было бы надежды на оценку в 80 миллиардов долларов, к которой стремится Rivian в ходе предстоящего первичного размещения акций.
Главенство Amazon в качестве клиента подчеркивается сейчас, когда на заводе Rivian в Иллинойсе начинается производство. По словам людей, знакомых с планом, в этом году Scaringe уделяет первоочередное внимание строительству сотен фургонов для доставки, в то время как производство долгожданного нового электрического пикапа идет вяло.
В пятницу компания Rivian сообщила новые подробности сделки с Amazon в заявлении, поданном в Комиссию по ценным бумагам и биржам США, показав, насколько тесно ее судьба связана с одним из ее крупнейших спонсоров. Гигант электронной коммерции будет обладать эксклюзивными правами на автомобили Rivian для доставки грузов в течение четырех лет после получения первого автомобиля, и получит право первоочередного выкупа фургонов в течение двух лет после этого.
Официальный дебют Rivian состоялся примерно за год до объявления Безоса, на автосалоне в Лос-Анджелесе в 2018 году. Скеринг, доктор наук Массачусетского технологического института, воспользовался ежегодным мероприятием, чтобы официально представить свою компанию, которая до этого момента работала в скрытом режиме. Он работал над электрическим пикапом премиум-класса и внедорожником.
Рианна была среди гостей на вечеринке по случаю запуска компании накануне мероприятия. Певица позировала для фотографий со Скэрингом на фоне элегантного пикапа, показывая большой палец вверх. Она была там вместе со своим тогдашним бойфрендом Хассаном Джамилем, чей семейный конгломерат Абдул Латиф Джамиль уже инвестировал миллионы в стартап.
В 22-минутном выступлении на автошоу Scaringe объяснила, что каждая деталь пикапа R1T и его близкого родственника-внедорожника R1S была разработана собственными силами: фары, аккумулятор, система управления батареями и система четырехцилиндровых двигателей. Грузовики будут собираться на недавно приобретенном заводе компании в городе Нормал, штат Иллинойс. Команда за пределами Детройта дорабатывала инженерные решения. А в Ирвайне, штат Калифорния, рабочие разрабатывали основные технологии батарей и силовых установок.
Оказалось, что Скаринге направлял свое предприятие в совершенно пустой слот в самой быстрой полосе индустрии. Американцы стремительно избавлялись от своих разумных седанов и потакали принципу "чем больше, тем лучше". Когда цены на бензин резко упали, внедорожники стали современным семейным универсалом, а пикапы расхватали пригородные ковбои, чьим самым тяжелым грузом была мульча для сада. К 2015 году грузовики и внедорожники обогнали по продажам традиционные легковые автомобили в США. Сегодня на них приходится три четверти рынка, что побудило таких автопроизводителей, как Ford, полностью выйти из бизнеса седанов.
"Когда Rivian продемонстрировала свои электрические грузовики и внедорожники, это дало рынку EV надежду на то, что электромобили могут эволюционировать, чтобы соответствовать более массовым предпочтениям", - говорит Джессика Колдуэлл, исполнительный директор по анализу авторынка Edmunds.
Rivian начала принимать предварительные заказы на потребительские автомобили на выставке в Лос-Анджелесе. Потенциальные клиенты внесли возвращаемый депозит в размере 1000 долларов, чтобы купить 48 390 моделей R1T и R1S. Для сравнения, компания Ford уже превысила 150 000 необязательных предварительных заказов на свой F-150 Lightning.
Самым горячим потребителем Rivian сегодня является Безос, который никогда публично не говорил, как стартап попал в его поле зрения. Есть несколько связей между двумя компаниями, которые дают некоторые подсказки. В середине 2018 года Rivian сотрудничала с производственной компанией, принадлежащей режиссеру Питеру Бергу, который знаком с Безосом, для съемок материала, который позже будет использован на автошоу Rivian в Лос-Анджелесе, сообщили люди, знакомые с этим вопросом. Некоторые из впечатляющих аэрофотосъемок были сделаны компанией Black Ops Aviation, принадлежащей нынешней подруге Безоса, Лорен Санчес, сказали люди. Благодаря взаимодействию компаний с Rivian, до Безоса дошла информация о стартапе с интригующим электрическим грузовиком, на который стоит обратить внимание.
После этого Amazon провела тщательную проверку, и поздней осенью 2018 года Безос прилетел в инженерный центр Rivian в Плимуте, штат Мичиган, и встретился со Скэрингом. Основатель Rivian представил подробный документ: его видение электрического будущего. По словам человека, знакомого с вопросом, на протяжении всего времени поиска Amazon электрифицированного автопарка особым камнем преткновения было то, насколько дорогим окажется массовое производство электрических фургонов. До этого момента Безос и Amazon не нашли компанию, которая могла бы создать фургон на батарейках в промышленных масштабах. Теперь она нашлась.
"Мы не были в восторге от доступных продуктов", - сказал в интервью в августе 2020 года Росс Рэйчи, директор Amazon по автопарку и продукции. "Это было сочетание устоявшихся производителей, которые были на год или два дальше, чем мы хотели. И множество стартапов, некоторые из которых были убедительными, а некоторые - нет".
В феврале 2019 года компания Amazon провела инвестиционный раунд в размере 440 миллионов долларов в Rivian всего за несколько дней до того, как она поставила цель достичь нулевого уровня выбросов углерода для половины всех поставок к 2030 году. Шесть месяцев спустя Безос был в Вашингтоне с еще более масштабными, "зелеными" целями: планом получить всю энергию из возобновляемых источников к 2030 году и стать полностью углеродно-нейтральной к 2040 году. Хотя Amazon, Rivian и Berg отказались от комментариев для этой статьи, после ее публикации Безос написал в Твиттере, что команде производителя электромобилей есть что доказывать, но она "мирового класса". Миллиардер похвалил Скэринга как "одного из величайших предпринимателей, которых я когда-либо встречал", и подколол: "Итак, ЭрДжей, где наши фургоны?".
Компания Black Ops Aviation не ответила на просьбу Bloomberg о комментарии.
Scaringe построила два направления бизнеса: одно опирается на империю доставки "точно в срок", а другое - на экологически сознательных потребителей. Фургоны для Amazon будут приносить стабильный доход, в то время как внедорожники и грузовики будут пытаться сохранить динамику на переменчивом розничном рынке, гораздо более чувствительном к экономическим условиям.
Внутри Rivian и среди ее инвесторов есть четкое понимание того, что фургон для Amazon является приоритетом, а пикап - побочным шоу, пока производство не будет доведено до значительных объемов. Сделка дает Rivian видимость и гарантированный доход, а также крайний срок. Был издан указ "все руки на палубе" для ускорения проекта - пока что R1T отходит на второй план.
По словам людей, знакомых со сделкой, самая ближайшая цель Rivian - поставить 300 фургонов Amazon к концу года. Первые 10 000 единиц должны быть поставлены к концу 2022 года. Полный заказ на 100 000 фургонов должен быть выполнен к концу десятилетия. Фургоны различных конфигураций предназначены в основном для доставки грузов на последние мили. Каждый из них будет иметь запас хода на одной зарядке до 150 миль.
Летом Scaringe ускорила испытания пикапа R1T, чтобы подготовить почву для ускоренного производства фургонов осенью. В сентябре усилия компании были сосредоточены на создании того, что внутри компании известно как Rivian Prime Van. Пикап выпускается в постоянном, но скромном количестве, по словам людей, знакомых с планом.
С момента начала глобальной пандемии коронавируса производство пикапа также неоднократно откладывалось, в последнее время это объяснялось нехваткой компьютерных чипов. Компания Rivian пообещала каждому покупателю контакт с человеком, так называемым "послом", для определения ожиданий до доставки автомобиля. Но на сегодняшний день у этой пиар-армии мало положительных новостей.
Росс Гейл, коллекционер автомобилей и владелец бизнеса в Нью-Джерси, заказал стартовый зеленый пикап R1T в ноябре прошлого года. В последнее время, по его словам, несмотря на его волнение, когда он только сделал заказ, он был разочарован отсутствием информации от компании о том, когда он может ожидать получения своего автомобиля.
После доставки он планирует использовать грузовик в качестве повседневного водителя и для перевозки автомобилей из своей коллекции на автошоу. "Я на 100% верю в продукт, никогда его не видел и не трогал", - говорит Гейл. "Но меня раздражает невыполнение обещаний. Я имею в виду, просто будьте честными. Скажите нам, что вы делаете".
Между тем, контрактные требования Rivian к Amazon могут быть просто вступительным предложением. Рассчитывая на будущие заказы, Безос устроил своего рода запекание (как он, как известно, делает). Помимо Rivian, Amazon в настоящее время закупает фургоны у Ford, Stellantis и Daimler - компаний, которые быстро переходят на электрические модели.
"Можно с уверенностью предположить, что 100 000 фургонов - это не совсем цель", - говорит один из источников, знакомый со сделкой. "Если Amazon действительно хочет изменить свой автопарк - потому что как еще они собираются стать углеродно-нейтральными - тогда вы можете представить себе размер заказа и то, насколько большим он будет".
Сделка между двумя компаниями складывается в пользу Amazon. В заявлении Rivian от 1 октября подробно описано, что логистическое подразделение Amazon не обязано покупать у Rivian электромобили для доставки грузов и что оно может работать с любыми другими потенциальными автомобильными партнерами по своему выбору.
Количественно определить, насколько увеличится прибыль Rivian от сделки с Amazon, довольно сложно, поскольку конкретные детали никогда не раскрывались. Неизвестная цена каждого фургона - лишь одна часть уравнения. Соглашение между двумя компаниями также включает положения о периодических доходах за управление автопарком, таких как обновление программного обеспечения и диагностика, сообщили люди, знакомые с вопросом.
Аналитики PitchBook прогнозируют, что общий заказ Amazon может принести Rivian более 4,5 млрд долларов и, что более важно, дополнительных коммерческих клиентов. "Эти заказы являются подтверждающим сигналом для инвесторов и создают хорошие условия для того, чтобы Rivian поставляла электрические фургоны другим логистическим компаниям", - сказал Асад Хуссейн, старший аналитик Pitchbook по мобильности. "Точно так же, как инвесторы смотрят на Tesla как на будущее автомобилестроения, многие инвесторы смотрят на Amazon как на будущее логистики".
Rivian попытается одновременно запустить три абсолютно новых электромобиля. "Запуск производства по нескольким направлениям - это вызов для любого автопроизводителя, не говоря уже о том, который никогда раньше не масштабировал производство одной модели", - говорит аналитик BloombergNEF Кори Кантор.
Где-то в ближайшие несколько недель первый клиент Rivian получит грузовик, послы начнут бронировать даты доставки, а Instagram наполнится видео с распаковкой 5000-фунтовой версии iPhone. Тем не менее, ожидание для большинства клиентов будет долгим. В ноябре Скаринге заявил Bloomberg, что ему потребуется два года, чтобы наверстать упущенное.
В настоящее время Amazon тестирует несколько предсерийных фургонов в городах США, а Безос больше не у руля. В июле он покинул пост генерального директора и посвятил время своей ракетной компании Blue Origin. За несколько минут до того, как в июле Безос отправился в космос, за которым наблюдал весь мир, он отправился на стартовую площадку на внедорожнике Rivian. После приземления его капсулу облепили машины - все пикапы и внедорожники Rivian, блестящие и пыльные.