Обзор прототипа Toyota Neo Steer: Движение без использования ног - это очень здорово

Интуитивно понятный, удобный и потрясающе доступный

04.11.2023

В дополнение к умопомрачительным силовым агрегатам для EV компания Toyota представила еще один уникальный прототип, который мы смогли опробовать в испытательном центре в окрестностях Нагои (Япония). Toyota называет его Neo Steer, и впервые он был представлен на выставке Japan Mobility Show. Как вы, вероятно, поняли из заголовка, его уникальность заключается в том, что все управление автомобилем и его движущей силой осуществляется с помощью рычага. Идея заключается в том, чтобы предложить интересные варианты упаковки, а также открыть возможность вождения для более широкой группы людей, в частности, для тех, кто не может пользоваться ногами и ступнями. И хотя эта система, возможно, не столь уникальна, как, например, EV с ручным управлением, кажется, что она имеет более практичное применение в будущем.

Система Neo Steer в значительной степени опирается на конструкцию рулевого коромысла, которое Toyota будет предлагать на электромобиле Lexus RZ - мы уже однажды опробовали эту систему, но с тех пор Toyota внесла в нее некоторые изменения. Тем не менее, принцип работы остался прежним. Отсутствие физической связи между колесом и рулевой рейкой позволяет Toyota значительно сократить соотношение между усилиями на рулевом колесе и степенью поворота передних колес, при этом не создавая чрезмерной нагрузки на рулевое управление и позволяя при необходимости добавлять другие вспомогательные устройства. Это очень важно, поскольку одной из целей, которую Toyota ставила перед Neo Steer, было не только исключить необходимость ручного управления на крутых поворотах, но и уменьшить количество блокировок руля, необходимых для людей с ограниченными возможностями движения плеч и рук. Но даже без этого, поскольку дроссельная и тормозная заслонки расположены на рычаге, Toyota не хотела бы, чтобы водитель испытывал дискомфорт при использовании других органов управления.

Эти "другие органы управления" очень похожи на органы управления мотоциклом. Дроссельная заслонка представляет собой подпружиненный хомут, расположенный с правой стороны рулевой колонки. Для торможения с левой стороны расположен рычаг, похожий на велосипедный. Предположительно, нет никаких причин, по которым их нельзя было бы поменять местами, или даже разместить дублирующие органы управления с каждой стороны. Действительно, на более законченных концептах (показанных здесь) рычаги тормоза расположены с каждой стороны. Кроме того, органы управления, которые обычно располагаются на подрулевых лепестках, например, указатели поворота и стеклоочистители, имеют кнопки и переключатели, установленные на коромысле для управления большими пальцами. Это практично, поскольку предполагается, что руки всегда находятся в одном и том же положении на руле.

На прототипе, которым мы управляли, органы управления были несколько более примитивными, чем на концепте. Рычаг был аналогичен тому, что стоял на RZ, а дроссельная заслонка представляла собой простую глянцевую пластиковую деталь с рельефным участком, обеспечивающим определенный рычаг и ориентир для определения количества нажатий на дроссель. Рычаг тормоза, похоже, действительно был взят с велосипеда, хотя движения рычага передавались на передатчик brake-by-wire, который посылал сигналы на приемник на блоке главного цилиндра, который, в свою очередь, управлял гидравлическими тормозами.

Первое, на что мы обратили внимание, выезжая с парковочного места прототипа Toyota bZ4X, - это плавность и удобство работы с дроссельной заслонкой. Конечно, при наличии некоторого опыта езды на мотоцикле она ощущается более естественно, но легкое натяжение пружины и большой ход дроссельной заслонки позволили легко найти нужное количество газа и удерживать его. Кроме того, нажатия не были резкими. Правая рукоятка также не крутится, только воротник в верхней части, поэтому ее можно как бы перекатывать между большим и указательным пальцами, что позволяет избежать неудобного положения запястья, а также обеспечивает надежный захват рукоятки.


Рычаг тормоза оказался не таким отполированным. Он не обладает такой точностью и плавностью работы, как дроссельная заслонка, и понять, насколько сильно нужно нажать на него, чтобы задействовать тормоза, было непросто. Но позиционирование было очень удобным, и управлять им было легко, а это самый важный аспект. Вполне возможно, что в рычаге тормоза может быть реализована очень интересная обратная связь по усилию, подобная той, что используется в современных контроллерах PlayStation и Xbox.

Рулевое управление стало самым большим сюрпризом. На низких скоростях и при резких маневрах оно достаточно быстрое, поэтому может быть немного нервным, с большим количеством поворотов, возникающих при небольших движениях. Но на более быстрых скоростях, где требуется меньше блокировки руля, это было очень весело. В результате создается ощущение, что автомобиль действительно похож на картинг или гоночный болид. И это не удивительно, ведь именно так настроено рулевое управление в этих автомобилях. Но, конечно, усилие на рулевом колесе очень легкое, поэтому для управления им не нужны огромные мышцы. На чуть более широких поворотах не требовалось много времени, чтобы плавно и уверенно держать линию. Неплохо было бы немного увеличить вес и получить прогрессивную обратную связь от обычной системы рулевого управления RZ, но это, опять же, легко изменить.

Итак, что это означает для будущего Toyota и Lexus? Действительно очевидный потенциал Neo Steer - это устройство для людей, которые не могут пользоваться педалями. И если система рулевого управления станет более распространенной, это может стать очень простым способом обеспечения дополнительной доступности, поскольку для того, чтобы сделать автомобиль доступным, потенциально может потребоваться только другое программное обеспечение и другое подключаемое колесо. Кроме того, это позволит отказаться от громоздких ручных пультов управления, которые должны работать с существующими входами автомобиля. Кроме того, эта система может прекрасно сочетаться с автономными системами, поскольку все ручные органы управления можно аккуратно сложить в руль и выдвинуть для автономного вождения, не прибегая к помощи педалей. Это даже могло бы обеспечить большее пространство для ног водителя и более удобное расположение ног для всех водителей, поскольку педали не будут мешать. Рулевое управление в целом, даже без ручного газа и тормозов, позволяет освободить пространство и улучшить упаковку деталей автомобиля, людей и грузов. Есть даже возможность предложить множество различных программ рулевого управления - гораздо более разнообразных, чем распространенные сегодня "комфортные" и "спортивные" настройки рулевого управления, которые в основном просто изменяют усилие на руле - для настройки в зависимости от личных предпочтений (скорость, обратная связь и т.д.).

Учитывая все возможные преимущества и тот факт, что система Toyota кажется хорошо проработанной, мы думаем, что в ближайшие годы мы увидим больше информации о ней. И это должно стать хорошей новостью для водителей с любыми возможностями.


Autoteka