Компания Rivian объявит в четверг о строительстве завода по производству аккумуляторов и сборке электромобилей стоимостью 5 миллиардов долларов к востоку от Атланты, на котором, по прогнозам, будут работать 7 500 человек, сообщили агентству Ассошиэйтед Пресс источники, осведомленные о принятом решении.
По словам источников, завод может вырасти до 10 000 рабочих, что сделает его одним из крупнейших автосборочных комплексов в США, соперничающим с такими гигантами, как комплекс BMW в Спартанбурге, штат Северная Каролина, на 11 000 рабочих и завод Ford на 8 600 рабочих в Луисвилле, штат Калифорния.
Rivian станет крупнейшим промышленным предприятием в истории Джорджии, превзойдя комплекс Kia на 4 400 рабочих мест, который был открыт в Вест-Пойнте в 2009 году. В Джорджии было несколько неудачных случаев найма автозаводов. Ривиан даст губернатору штата Джорджия Брайану Кемпу еще один аргумент в пользу того, что он отлично управляет экономикой штата, даже несмотря на то, что в следующем году он будет баллотироваться на перевыборы от республиканцев и демократов.
Летом город Форт-Уорт, штат Техас, предложил компании Rivian пакет стимулов в размере 440 миллионов долларов, чтобы привлечь завод, в то время как, согласно опубликованным сообщениям, Rivian также рассматривала площадки в Аризоне и Мичигане.
Rivian сообщила Форт-Уэрту, что ее завод будет выпускать 200 000 автомобилей в год, а зарплата рабочих составит не менее 56 000 долларов в год.
Первой о решении Rivian сообщила газета Atlanta Journal-Constitution.
Основатель и генеральный директор компании Роберт Скэринг в ноябре сказал в интервью Bloomberg Television, что способность нанимать хороших работников была самым важным фактором при принятии решения. Существующий завод Rivian в городе Нормал, штат Иллинойс, как и большинство автозаводов, открывшихся в последние десятилетия, не состоит в профсоюзе.
Официальные лица штата Джорджия вряд ли будут подробно описывать полный пакет стимулов, предлагаемых Rivian в четверг, но компания может получить максимальный налоговый кредит, который в штате Джорджия называется "налоговый кредит на мега-проект" для компаний, которые нанимают не менее 1800 человек или инвестируют не менее 450 миллионов долларов. Это может стоить $118 миллионов в виде налоговых льгот по подоходному налогу штата. Местные органы власти, скорее всего, снимут налоги на недвижимость.
Компания Kia получила более 450 миллионов долларов в виде льгот для своего завода к юго-западу от Атланты. Джорджия пообещала $300 млн. льгот для завода по производству аккумуляторов стоимостью $2,6 млрд. и с 2 600 рабочими, который строит компания SK Innovation в Коммерсе, штат Гаити, к северо-востоку от Атланты.
Rivian, как и Tesla, работает со своими клиентами напрямую, а не через дилеров. Ее появление в Джорджии может побудить штат ослабить закон, который в основном запрещает производителям осуществлять прямые продажи.
В настоящее время Rivian планирует две модели для потребителей - пикап R1T с базовой ценой 67 500 долларов и внедорожник R1S с базовой ценой 70 000 долларов.
Компания Amazon, которой принадлежит часть акций компании, заказала 100 000 фургонов для доставки грузов, тем самым запустив Rivian в бизнес коммерческих автомобилей.
У Rivian много наличности после размещения акций на сумму 11,9 млрд. долларов 10 ноября, которое сделало компанию публичной и позволило ей финансировать новый завод. Ее рыночная стоимость составляет почти 95 миллиардов долларов, что больше, чем у General Motors или Ford.
Компания утверждает, что внедрение электромобилей находится на "переломном этапе", и она имеет все шансы на успех, поскольку грузовики и внедорожники долгое время были самыми прибыльными продаваемыми автомобилями. Но некоторые аналитики сомневаются, нужен ли ей еще один завод, кроме бывшего завода Mitsubishi в Иллинойсе, который Rivian купила за 16 миллионов долларов в 2017 году. Rivian утверждает, что его мощность составляет 150 000 автомобилей в год, но компания собирается расширяться и там.
"Кажется, что инвестировать столько средств в еще один крупный завод пока немного преждевременно", - сказал Сэм Абуэлсамид, главный аналитик по мобильности компании Guidehouse Insights, который отметил, что Rivian также может искать производственную площадку в Европе.
Учитывая размер завода в Джорджии, Абуэлсамид ожидает, что он будет производить другие детали для автомобилей, подобно тому, как лидер в производстве электромобилей компания Tesla производит сиденья на своем заводе во Фримонте, штат Калифорния.
У Rivian есть наличные деньги в банке, но они быстро закончатся, если компания не начнет поставлять автомобили и генерировать денежные средства, что поставит под угрозу ее статус любимицы рынка, сказал Абуэльсамид. Компании нужно больше розничных клиентов и покупателей коммерческого транспорта, помимо Amazon, сказал он.
"Если фактические поставки не начнут расти, рынок может обернуться против них, как это произошло с некоторыми другими EV-стартапами, не называемыми Tesla", - сказал Абуэльсамид. "В отличие от Tesla, Rivian столкнется с серьезной конкуренцией в гораздо более короткие сроки, чем почти десятилетний старт, который был у Tesla".
Ford и GM планируют начать продажи своих собственных электрических пикапов в ближайшие год-два, в то время как Tesla также планирует новый пикап. Это часть волны инвестиций в электромобили, одним из примеров которой является завод SK по производству батарей стоимостью 5 миллиардов долларов к северо-востоку от Атланты. В сентябре компания Ford объявила, что потратит 11,4 млрд. долл.