Volkswagen рассматривает возможность IPO Porsche для финансирования перехода на электромобили

Предварительный план оценивает стоимость Porsche в 96 миллиардов долларов США

28.02.2022

Volkswagen AG готовит первичное публичное размещение акций Porsche, стремясь вывести на биржу свой самый прибыльный актив, чтобы повысить оценку материнской компании и профинансировать переход на электромобили.

Привилегированные акции VW подскочили на целых 10% после того, как во вторник было объявлено о возможном плане IPO между автопроизводителем и Porsche Automobil Holding SE, компанией, контролируемой миллиардером Порше и семьей владельцев Piech. Предварительный план, согласно которому стоимость бренда спортивных автомобилей оценивается в 85 миллиардов евро (96 миллиардов долларов), отменит бурное поглощение Porsche более десяти лет назад и сигнализирует о масштабах потрясений, охвативших отрасль. 

Крупнейший европейский автопроизводитель на протяжении многих лет добивался принятия менее централизованной корпоративной структуры, чтобы стать более проворным и усилить борьбу с Tesla. Успех был скромным. IPO Traton SE, подразделения VW по производству грузовиков, сорвалось на фоне внутренних разногласий и ограниченного количества акций в свободном обращении, а план по разделению брендов суперкаров Lamborghini и мотоциклов Ducati не получил развития. 

Руководство и наблюдательные советы Volkswagen все еще должны подписать рамочное соглашение с Porsche SE, и окончательное решение еще не принято, сказал автопроизводитель.

Что говорит Bloomberg Intelligence:

Volkswagen подтвердил то, что мы уже давно подозревали: он ведет переговоры об IPO своего бренда Porsche, который мы оцениваем в 60-85 миллиардов евро - исходя из 55-70% скидки к EV/Ebitda Ferrari - по сравнению с рыночной стоимостью VW всего в 112 миллиардов евро. Porsche выигрывает как за счет привлекательности своей роскоши, так и за счет преимущества электрификации: к 2025 году ожидается, что доля продаж автомобилей на батарейках превысит 40%. VW торгуется с низким коэффициентом 2,1x 2023 EV/Ebitda, что представляет собой 89% дисконт к Ferrari и 94% дисконт к Tesla, при этом IPO Porsche может принести значительную акционерную стоимость". -- Майкл Дин, автомобильный аналитик BI

Хотя год назад главный исполнительный директор VW Герберт Дисс, казалось, вылил ушат холодной воды на листинг Porsche, он находится под давлением, чтобы начать догонять Tesla. После хорошо принятой презентации планов VW по ускоренному выпуску электромобилей в марте прошлого года и успешных моделей, таких как Porsche Taycan, усилия компании застопорились, а ее рыночная оценка остается карликовой по сравнению с американским лидером по выпуску электромобилей. 

План размещения акций Porsche перекликается с глубокими реструктуризациями, которые готовятся в других странах среди традиционных автопроизводителей и поставщиков. В качестве последнего примера можно привести компанию Ford, которая рассматривает способы отделения своего подразделения по производству электромобилей от своего столетнего традиционного бизнеса с целью повышения стоимости. 

Варианты финансирования

Разделение Porsche может предложить новый вариант финансирования для группы. VW в основном полагается на получение достаточного количества денежных средств самостоятельно или выпуск облигаций, поскольку запутанная структура акционеров ограничивает возможности привлечения свежего акционерного капитала, как это сделала Tesla, без размывания пакетов акций ключевых акционеров, которые контролируют около 90% голосующих акций VW.

Обе компании имеют общую историю, восходящую к концу 1930-х годов, и были формально связаны друг с другом после затяжной борьбы за контроль. Porsche впервые попытался купить VW чуть более десяти лет назад, но дерзкий переворот провалился, и гораздо более крупный производитель перевернул ситуацию, получив контроль над производителем спортивных автомобилей в 2009 году. Остатком от той ожесточенной саги является Porsche Automobil Holding, который имеет голосующую долю в VW около 53%.

Porsche - самый знаковый бренд в стане VW и очень прибыльный, наряду с другими брендами, такими как Audi, Skoda и Bentley. Создание мультибрендовой структуры было детищем Фердинанда Пиха, влиятельного генерального директора и председателя совета директоров VW, который организовал поглощение Porsche, несмотря на противодействие своего двоюродного брата Вольфганга Порше. Пих скончался в 2019 году в возрасте 82 лет.

Повторение Ferrari

Финансовый директор Porsche Лутц Мешке впервые заговорил о преимуществах потенциального IPO в 2018 году, заявив, что такой шаг может высвободить стоимость и повторить успешную продажу акций Ferrari NV несколькими годами ранее. В то время эти рассуждения не получили поддержки со стороны VW.

Но эта перспектива осталась частью разговоров вокруг Porsche, и официальные лица открыто флиртовали с идеей, которая могла бы дать одному из самых желанных автомобильных брендов в мире больше независимости.

"Я думаю, что Porsche может стать интересной частью для размышлений об IPO", - сказал генеральный директор Porsche Оливер Блюме во время брифинга с американскими журналистами в прошлом году, предупредив, что окончательное решение будет принято не им. "Мы должны передать это Volkswagen, а у них еще ничего не решено".


Autoteka