Продажи автомобилей в США упали до уровня, невиданного со времен Великой рецессии, поскольку продолжающийся дефицит поставок препятствует производству автомобилей по всему миру, удушая товарные запасы, в то время как дилеры пытаются спасти любой доход, который они могут получить, увеличивая маржу на тех немногих автомобилях, которые они могут иметь на складе.
Даже внимательное изучение данных о продажах за третий квартал и сентябрь (требуется подписка на Automotive News) не выявило практически никаких хороших новостей; даже небольшое улучшение показателей Toyota в лучшем случае весьма сомнительно. Хотя многие сырьевые материалы и основные компоненты оказались в дефиците после того, как пандемия нарушила логистику во всем мире, главным виновником продолжающегося замедления производства автомобилей являются компьютерные чипы. Хотя некоторые поспешили указать пальцем на электромобили и другие высокотехнологичные предложения, дефицит на самом деле не имеет различий.
По состоянию на конец сентября промышленность по-прежнему демонстрирует рост более чем на 13% по сравнению с прошлым годом, но есть одна загвоздка: На продажи в третьем квартале 2020 года сильно повлияли закрытые помещения, связанные с пандемией. Розничные покупатели оставались дома без крайней необходимости, а спрос на аренду автопарка упал почти до нуля из-за массовых отмен отпусков и деловых поездок. Другими словами, 13%-ный рост по сравнению с 2020 годом - это не повод для гордости.
Для лучшего контекста мы можем заглянуть еще на год в прошлое. К этому моменту в 2019 году в США было продано почти 13 миллионов новых автомобилей. В 2021 году это число составит всего 11 446 866 - снижение более чем на 10%. А поскольку дефицит микросхем все еще сохраняется, до конца года ситуация только ухудшится, потому что, хотя снижение на 10% может показаться не слишком драматичным, реальная проблема заключается в линии тренда.
В конце первого квартала продажи выросли почти на 12% по сравнению с 2020 годом - показатель, в значительной степени защищенный от влияния прошлогодних блокировок. В конце второго квартала этот показатель вырос более чем на 29%. Апрель, май и июнь были одними из наиболее пострадавших от ограничений на блокировку в прошлом году, что объясняет значительное улучшение показателей в 2021 году. К сожалению, в настоящее время темпы восстановления не являются устойчивыми, поскольку у дилеров просто нет автомобилей для продажи.
Эта ситуация выбила из колеи весь ландшафт продаж. Продажи Toyota опережают продажи многолетнего продавца номер один General Motors, так как последний борется за производство ключевых моделей, включая Chevrolet Silverado и GMC Sierra, которые простаивают из-за нехватки деталей. То же самое происходит и в компании Ford, которая в последние месяцы неоднократно приостанавливала производство своих пикапов серии F.
Для покупателей конечным результатом является то, что доступных по цене новых автомобилей стало невероятно мало. Цены на сделки начали стремительно расти в начале этого года, прежде чем ситуация с запасами стала действительно ужасной, а варианты подержанных автомобилей зачастую еще хуже. Поскольку конца этому не видно, сезон отпусков может стать тяжелым для покупателей автомобилей.